Куда податься, чтобы выжить?

Узбек по имени Хабиб, с которым мы одним рейсом летели до Ташкента, вез домой 11 тысяч долларов. Хабиб, конечно, не настолько наивен, чтобы каждому встречному и поперечному рассказывать о зашитой во внутреннем кармане пиджака баснословной для Узбекистана сумме. Просто когда стюардесса стала раздавать пассажирам бланки таможенных деклараций (а без заполненной «таможни» попасть в республику нельзя), Хабиб запутался в ответах на поставленные в бумажке вопросы.

— Чтоб я так жил! – поддел я Хабиба, показывая, куда следует вписывать доллары, а куда – рубли. – Каким же непосильным трудом ты заработал такие бабки?
Оказалось, что Хабиб уже лет шесть трудится в качестве управляющего поместьем некоей богатой вдовушки в 120 километрах от Москвы. Точнее – он управляет своими соплеменниками в этом поместье, которых пятнадцать душ, а дел невпроворот. Безвременно почивший в бозе крупный федеральный чиновник оставил когда-то жене неухоженный земельный надел близ старой деревни с парой миллионов долларов впридачу. Со временем силами гастарбайтеров здесь вырос двухметровый забор, хозяйский дом в несколько уровней со всем бытовым фаршем, возникла прочая «инфраструктура» с конюшней, гостиницей для кошек и собак, фитнес-комплексом и огромным прудом с плескающимися в нем разноцветными кои.

На взгляд Хабиба, хозяйка платит ему щедро – 15 тысяч рублей в месяц, из которых он почти половину регулярно отправляет семье в Ташкент, а остальные откладывает.

— Еду машину покупать, — делится планами он, имея ввиду накопленную сумму. – А потом вернусь обратно, в Подмосковье.

11 тысяч долларов – столько на ташкентском базаре стоит «Дэу Матиз» местного производства. Это на три тысячи долларов дороже того же самого «Матиза» в автосалонах Москвы. Конечно, они наличествуют и в ташкентских автосалонах, но только в качестве выставочных образцов. Желающий приобщиться к отечественной продукции должен внести 85 процентов общей стоимости машины, причем, не местными «деревянными», а неувядающими «зелеными», и – ждать. Год, а то и два, без всяких гарантий, что заказ будет исполнен или что окончательная цена на машину за это время не подрастет. На базаре же этого добра, только сошедшего с конвейера, бери – не хочу. И все понимают, почему машину, которая здесь же производится, нельзя купить по «госцене» в автосалоне. У производителей, посредников и их посредников есть свой интерес, который обязан материализоваться в их же карманах. На этом построена вся система денежных отношений в республике, какой сферы ни коснись.

Поэтому, скажем, узбеки снисходительно улыбаются установленному местным Центробанком курсу валют. Официально он один, а на базаре – другой, почти в два раза выше государственного. Только сумасшедший пойдет обменивать доллары, российские рубли или казахские тенге (здесь это конвертируемые валюты) в обменный пункт, тем более что эти заведения, как правило, не работают. Деньги конвертируют на базаре, где менялы всяк туда входящего облепливают со всех сторон. И будьте покойны: аккуратные пачки местных тугриков, перетянутых резинкой, вы получите сполна и без обмана, если, конечно, хватит терпения пересчитывать гору изрядно поношенных купюр, полученных за сотню-другую долларов. Обычно их, не пересчитывая, складывают в мешок. Теперь гуляй – не хочу, потому что наличность в Узбекистане – тоже своеобразный дефицит.

Дело в том, что заработную плату там, как и у нас, в основном переводят на платежные карты. Но если в России, платежными картами пользуются всюду или, на худой конец, их можно обналичить в первом попавшемся банкомате, в Узбекистане всё иначе. Далеко не всякий магазин обслуживает карты – многое зависит от банка-эмитента. Банкоматов же на весь Ташкент – две с половиной штуки, и наличных они не выдают. В пределах очень ограниченной суммы, изрядно простояв в очередях, деньгами можно разжиться в «своем» банке. Но с учетом того, что Восток живет в основном базаром (дело не в ментальности, а в тощем ассортименте магазинов и супермаркетов), где платежная карта – всего лишь кусок пластика, с боем отвоеванной части зарплаты хватает на раз-два.

Однако Ташкент, остававшийся во все времена «городом хлебным» и средоточием сумевших приспособиться к суровой узбекской реальности, — не более чем анклав относительного благополучия этой густонаселённой и чрезвычайно бедной республики. Чтобы в этом убедиться, достаточно выехать за ташкентскую кольцевую автодорогу. Тучные поля и сады, дающие до трех урожаев в год, только кажутся вратами Эдема, коль скоро щедрости климата и земли ни на йоту не поправили ужасающую сельскую нищету и не обеспечили людей самым здесь желанным – работой и заработком. В ташкентском аэропорту диктор вещает каждые пять минут на русском и на узбекском: «Из республики Узбекистан запрещены к вывозу фрукты, овощи, сухофрукты, семена, растительное масло…». Почему запрещено – никто толком не знает. К странной политической обособленности Узбекистана от ближайших соседей, в том числе и от России, добавилась ещё и эта, означающая, что внутренний рынок будет и дальше переполняться копеечной сельхозпродукцией, а нерегулярные и тощие заработки ужмутся подобно шагреневой коже. Так куда подаваться, чтобы хотя бы выжить? Только к «старшему брату». Или, на худой конец, в Казахстан.

Кстати, Хабиб, когда я его спросил, зачем покупать машину в Ташкенте, если он всё равно вернется в Россию, ответил: «Ты ничего не понимаешь, это хорошее вложение долларов». До поры его «Матиз» будет пылиться в сарае и с возрастом, как старое вино, увеличиваться в цене. Всё остальное, куда можно было бы вложиться, уверен Хабиб, априори ненадежно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.